Программа электронного здравоохранения должна избавить петербуржцев от врачебных бумаг к 2020 году. Но в Смольном пока не утвердили финансирование в размере 2 млрд рублей.

Фото: Коммерсант

Чиновники от петербургского здравоохранения рисуют светлое будущее: вам больше не нужно будет хранить толстые медкарты, ждать в очереди результатов анализов и пересказывать врачам в разных клиниках свои заболевания. Вместо бумажек будут электронные документы, данные медкарт перейдут на сайт, где они станут доступны врачам в разных больницах, куда бы вы ни пришли.

По одному щелчку мышки врачи соберут консилиум и примут верные решения по вашему лечению. На то, чтобы в Петербурге все это стало реальностью, до 2020 года нужно вложить 2 млрд рублей. Но Смольный пока не утвердил финансирование этого проекта.

В феврале 2017 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко включил проект «Электронное здравоохранение» в перечень приоритетных для города. Согласно плану, все медицинские организации Петербурга к 2020 году перейдут на электронный документооборот и практически сольют информацию о своих клиентах в единую базу. Проект написан по подобию аналогичной федеральной программы, утвержденной осенью прошлого года. Летом документ представили депутатам Законодательного собрания, но им не понравилась перспектива финансирования в объеме 2 млрд рублей. В итоге комитет финансов не одобрил проект, и он так и не получил подписи губернатора.

«Без централизованного финансирования, конечно, невозможно реализовать проект за 2 года. Он потребует лет пятнадцать», – говорит директор медицинского информационно-аналитического центра Петербурга (МИАЦ) Геннадий Орлов. МИАЦ, подконтрольный Комитету по здравоохранению города, и занимается внедрением электронного здравоохранения. «Мероприятия проекта будут реализовываться выборочно в рамках текущего финансирования Комитета по информатизации и связи и Комитета по здравоохранению, а также за счет возникающей экономии бюджетных средств», – говорят в Комитете по информатизации, не уточняя сумму затрат.

В МИАЦ рассчитывают, что финансирование все же будет выделено в рамках весенней корректировки бюджета 2018 года.

Кабинеты в сети

На 2018 год намечено открытие по соседству со зданием МИАЦ на улице Шкапина Центра развития электронного здравоохранения.

Пока проект не утвержден, центр планируется запустить частично. Геннадий Орлов уточняет, что в здании заработает центр мониторинга здравоохранения, но учебный центр, вероятно, пока не появится.

Для пациентов электронное здравоохранение в первую очередь означает перевод медкарт в Интернет. «Врач будет держать в своих руках всю доступную информацию о пациенте, он сможет действовать гораздо более эффективно, привлекать других врачей, чтобы собрать за секунду консилиум, получить второе мнение. И это кардинальным образом изменит все здравоохранение», – уверен Геннадий Орлов.

Информация будет доступна врачу и пациенту в личном кабинете в Интернете – уже создано сразу два таких сервиса: один на федеральном уровне на едином портале госуслуг, а второй на региональном – на официальном портале записи к врачу в Петербурге.

Зачем создаются два сервиса, функционал которых будет во многом дублировать друг друга, неясно. В Комитете по информатизации и связи Петербурга рассказали, что направили запрос в Минздрав, чтобы интегрировать сервисы.

В личном кабинете предлагаются как уже давно существующие возможности – вроде записи к врачу через Интернет, так и инновации – просмотр результатов анализов.

Но последняя функция пока работает только для 60% услуг, оказанных за государственный счет (то есть по полису ОМС и т. п.), а частные лаборатории к системе не подключены.

Также пока не решены правовые вопросы с доступом к этой информации – она будет иметь силу, когда будет подписана цифровой подписью.

По федеральной программе все медицинские организации должны быть подключены к сервисам до конца 2018 года. Кроме личного кабинета, для развития электронного здравоохранения будут созданы службы информационной поддержки, организованы сервисы телемедицины и дистанционного консультирования (летом 2017 года Госдума приняла закон о легализации этих услуг), введут электронные больничные листы и прочее.

Частные затраты

В частных клиниках и лабораториях электронные карты пациентов – не редкость, но суть государственного проекта в том, чтобы свести всю информацию воедино.

Внедрение общего электронного здравоохранения повысит издержки частных медицинских клиник на 10–15%, полагает член совета директоров ЗАО «Современные медицинские технологии» Константин Шарко. Затраты пойдут на создание электронных цифровых подписей для врачей, а также на перенос всей информации в единые государственные базы. Впрочем, в государственных больницах также сетуют на то, что вопрос об оплате электронных цифровых подписей не решен.

Сложности касаются не только затрат, но и обучения персонала. «Медицинское образование становится все менее доступным, поэтому среди врачей много людей в возрасте, которые зачастую не умеют пользоваться персональным компьютером», – сетует медицинский директор холдинга «СМ-Клиника» по Северо-Западу Сергей Пониделко. Кроме того, частные клиники опасаются, что если будет создана единая база пациентов, то информация сможет быть доступна конкурентам, а база клиентов – это самое важное для учреждений.

«Значит, проект должен подразумевать какие-то барьеры, с помощью которых мы сможем сделать частичный доступ к нашим данным», – заключает Сергей Пониделко.

Источник: Деловой Петербург