• Рубрика записи:Новости

Участники телемедицинского рынка столкнулись с жесткими ограничениями при оказании дистанционных медицинских услуг. Минздрав объяснил Национальной телемедицинской ассоциации правила работы. Оказалось, что для проведения онлайн-консультаций компаниям придется сотрудничать с клиниками, а не напрямую с врачами, а также использовать единую систему идентификации и аутентификации. Переходного периода для выполнения всех условий не предусмотрено.

Фото: Елена Горбачева / Коммерсантъ

Минздрав ответил Национальной телемедицинской ассоциации (НТМА) на письмо с просьбой разъяснить некоторые положения приказа министерства о порядке оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий. Нормативный акт был принят в январе и стал первым документом, разъясняющим частные случаи применения технологий для дистанционной медпомощи. Однако у представителей отрасли сразу появился к приказу ряд вопросов, письмо с которыми ассоциация направила в министерство в том же месяце.

Ответ был направлен только в апреле. В нем Минздрав поясняет, что телемедицинские технологии не отдельный вид работ, а составляющая медицинской деятельности, поэтому оказание таких услуг необходимо проводить в помещении, оборудованном для проведения офлайн-консультаций и при наличии лицензии. Причем лицензию необходимо получать на каждое направление услуг.

«Иными словами, телемедицинские услуги возможны только в лицензируемом помещении клиники», – пояснил ответ Минздрава председатель правления НТМА Иван Картовицкий. По его словам, в результате телемедицинским компаниям придется сотрудничать не напрямую с врачами, которые могли бы проводить дистанционные консультации в колл-центре, а с медучреждениями, что может существенно увеличить издержки. В то же время руководитель практики корпоративного и медицинского права юридического бюро «Аронов и партнеры» Михаил Варюшин считает, что врачи смогут оказывать телемедицинские услуги вне клиники в формате дежурства на дому. Также Минздрав подтвердил необходимость использования единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) при оказании платных медицинских услуг.

Как отмечает Иван Картовицкий, переходный период для участников телемедицинского рынка не предусмотрен. В своем ответе министерство также указало, что компании могут оказывать и анонимные дистанционные услуги, но также с использованием ЕСИА. «То есть будет анонимность на уровне врач–пациент, но не на уровне клиника–пациент или провайдер–пациент», – считает господин Картовицкий.

Закон о телемедицине, разрешающий оказывать медицинскую помощь путем проведения дистанционных консультаций, консилиумов и мониторинга, вступил в силу 1 января 2018 года. С 2019 года должна заработать норма о выдаче электронных рецептов. По оценке компании «Мобильные медицинские технологии» (ММТ), уже в 2018 году объем рынка телемедицинских услуг может вырасти до 3 млрд руб., а в ближайшие три–пять лет достигнуть 18 млрд руб.

«Из ответа регулятора мы видим отсутствие дифференцированного подхода в вопросе идентификации пользователя», – считает гендиректор ММТ Денис Юдчиц. По словам Ивана Картовицкого, нормативные акты, регулирующие деятельность телемедицинских организаций, постоянно обновляются, дополняя друг друга. Компаниям пока сложно понять, как они должны работать, и они пытаются подстроиться под существующие нормы, считает он. Господин Картовицкий резюмирует, что слишком жесткие барьеры снижают привлекательность рынка для бизнеса. В Минздраве “Коммерсанту” лишь сообщили, что в 2018 году «планируется отшлифовать деятельность профильных телемедицинских систем».


Автор: Мария Котова
Источник: Коммерсант.ru

Поделиться: