Редакция
от 1 янв 2021
В
соответствии со статьей 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №
323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2018, №
53, ст.8415)
приказываю:
1.
Утвердить Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской деятельности согласно приложению.
2.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
Министр
М.А.
Мурашко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 октября 2020 года,
регистрационный № 60192
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 31 июля 2020 года № 785н
Приложение. Требования
к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности
медицинской деятельности
I.
Общие
положения
1.
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской
деятельности (далее - внутренний контроль) осуществляется с целью обеспечения
прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего
качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, правилами
проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов
диагностических исследований, положениями об организации оказания медицинской помощи
по видам медицинской помощи, порядками организации медицинской реабилитации и
санаторно-курортного лечения, порядками проведения медицинских
экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и
медицинских освидетельствований, с учетом стандартов медицинской помощи и на
основе клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований
к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.
Статья 37
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ)
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2018, №
53, ст.8415).
2.
Организация и проведение внутреннего контроля с учетом вида медицинской
организации, видов, условий и форм оказания
медицинской помощи и перечня работ (услуг), указанных в
лицензии на осуществление медицинской деятельности, направлены на решение следующих задач:
Подпункт 5.2.4
Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 26, ст.3526).
Статья 32
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2018, № 53, ст.8415).
Постановление
Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 "О
лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности,
осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в
частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 17, ст.1965).
совершенствование
подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления
и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и
минимизации последствий их наступления;
обеспечение
и оценка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении
медицинской деятельности;
обеспечение
и оценка применения порядков оказания медицинской помощи, правил проведения
лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических
и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания
медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации
медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, стандартов медицинской
помощи;
обеспечение
и оценка соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации,
диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских
освидетельствований;
обеспечение
и оценка соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских
организаций ограничений, налагаемых на указанных лиц при осуществлении ими
профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ;
Статья 74
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2017, № 31,
ст.4791).
обеспечение
и оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи
критериям оценки качества медицинской помощи, а также рассмотрение причин возникновения несоответствия качества оказываемой
медицинской помощи указанным критериям;
Часть 2 статьи 64
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2013, № 48,
ст.6165).
предупреждение
нарушений при оказании медицинской помощи, являющихся результатом:
несоответствия
оказанной медицинской помощи состоянию здоровья пациента с учетом степени
поражения органов и (или) систем организма либо нарушений их функций,
обусловленной заболеванием или состоянием либо их осложнением;
невыполнения,
несвоевременного или ненадлежащего выполнения необходимых пациенту
профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в
соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
несоблюдения
сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, включая сроки
ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения
отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;
принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и
причин нарушений, выявленных в рамках федерального государственного контроля
качества и безопасности медицинской деятельности, ведомственного контроля
качества и безопасности медицинской деятельности, объемов, сроков и условий
оказания медицинской помощи, выявленных в рамках контроля качества медицинской
помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими
организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об
обязательном медицинском
страховании;
Федеральный закон от
29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2010, № 49, ст.6422).
принятие
управленческих решений по совершенствованию подходов к осуществлению
медицинской деятельности.
3.
Внутренний контроль осуществляется организациями государственной, муниципальной
и частной систем здравоохранения (далее - медицинские организации) в
соответствии с настоящими Требованиями.
4.
Ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля является
руководитель медицинской организации либо уполномоченный им заместитель руководителя.
5.
В зависимости от вида медицинской организации по решению
руководителя медицинской организации внутренний контроль организуется и
проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю (далее - Комиссия
(Служба), включающей работников медицинской организации, и (или) уполномоченным
лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности (далее -
Уполномоченное лицо).
6.
В целях организации и проведения внутреннего контроля медицинской организацией
разрабатывается положение о порядке организации и проведения внутреннего
контроля качества и безопасности медицинской деятельности, регламентирующее:
функции
и порядок взаимодействия Комиссии (Службы) и (или) Уполномоченного лица,
руководителей и (или) уполномоченных работников структурных подразделений
медицинской организации, врачебной комиссии медицинской организации в рамках
организации и проведения внутреннего контроля;
цель,
задачи и сроки проведения внутреннего контроля;
основания
для проведения внутреннего контроля;
права
и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего контроля;
порядок
регистрации и анализа результатов внутреннего контроля;
порядок
использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и
безопасностью медицинской деятельности.
7.
По решению руководителя медицинской организации
разрабатываются иные локальные акты в рамках внутреннего контроля (стандартные
операционные процедуры, алгоритмы действий работников организации) в
соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы
организации медицинской деятельности, в том числе порядками оказания
медицинской помощи, а также с учетом стандартов медицинской помощи, на основе
клинических рекомендаций, критериев оценки качества медицинской помощи.
8.
По решению руководителя медицинской организации для осуществления мероприятий
внутреннего контроля могут привлекаться научные и иные организации, ученые и
специалисты.
II.
Организация
проведения мероприятий, осуществляемых в рамках внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской деятельности
9.
Внутренний контроль включает следующие мероприятия:
оценку
качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее
структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых)
проверок;
сбор
статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской
деятельности медицинской организации, и их анализ;
учет
нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и
обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни
и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к
удлинению сроков оказания медицинской помощи);
мониторинг
наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий с учетом стандартов
медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
анализ информации о побочных действиях, нежелательных
реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных
реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной
непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об
иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью
человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах
обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
Часть 3 статьи 64
Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении
лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2010, № 16, ст.1815; 2014, № 52, ст.7540).
анализ информации обо всех случаях выявления побочных
действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по
эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении,
об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об
обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских
работников при применении и эксплуатации медицинских изделий, сообщаемой
медицинской организацией в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти порядке;
Часть 3 статьи 96
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724).
мониторинг
наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата
специалиста либо свидетельства об аккредитации специалиста.
10.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым
руководителем медицинской организации, не реже 1 раза в квартал.
Предмет
плановых и целевых (внеплановых) проверок определяется в соответствии с пунктом
2 настоящих Требований.
11.
Целевые (внеплановые) проверки проводятся:
при наличии отрицательной динамики статистических данных,
характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской
организации, в том числе установленной в результате проведения плановой
проверки;
при
поступлении жалоб граждан по вопросам качества и доступности медицинской
помощи, а также по иным вопросам осуществления медицинской деятельности в
медицинской организации, содержащих информацию об угрозе причинения и (или)
причинении вреда жизни и здоровью граждан;
во
всех случаях:
летальных
исходов;
внутрибольничного
инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством.
12.
Проверки, в зависимости от поставленных задач, включают анализ случаев оказания
медицинской помощи, отобранных методом случайной выборки и (или) по тематически
однородной совокупности случаев.
13.
Проверка по тематически однородной совокупности случаев проводится в отношении
определенной совокупности случаев, отобранных по тематическим признакам.
Выбор
тематики для проведения проверки осуществляется на основании результатов
анализа статистических данных, характеризующих качество и безопасность
медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений.
14.
Анализ случаев оказания медицинской помощи в ходе плановых и
целевых (внеплановых) проверок осуществляется для оценки качества и
безопасности медицинской деятельности медицинской организации, в том числе для
оценки характера, частоты и причин возможных нарушений при оказании медицинской
помощи пациенту, приведших к ухудшению состояния здоровья пациента, создавшего
риск прогрессирования имеющегося заболевания, создавших риск возникновения
нового заболевания, приведших к инвалидизации, к
летальному исходу, а также к неэффективному использованию ресурсов
медицинской организации, неудовлетворенности пациента медицинской помощью.
15.
Срок проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок устанавливается
руководителем медицинской организации либо уполномоченным им заместителем
руководителя в зависимости от предмета проверки и особенностей деятельности
медицинской организации, но не должен превышать 10 рабочих дней.
16.
При проведении плановых и целевых (внеплановых) проверок Комиссия (Служба) и
(или) Уполномоченное лицо имеют право:
осуществлять
получение, сбор и анализ сведений о деятельности структурных подразделений
медицинской организации;
знакомиться
с документами, связанными с целями, задачами и предметом внутреннего контроля,
в том числе с медицинской документацией, снимать копии с указанных документов,
а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении
осмотра и обследования;
знакомиться
с результатами анкетирования и устных опросов пациентов и (или) их законных
представителей, членов семьи пациента, работников медицинской организации, а
также результатами анализа жалоб и обращений граждан;
доступа
в структурные подразделения медицинской организации, а также в здания,
строения, сооружения, помещения, к используемому оборудованию и транспортным
средствам;
организовывать
проведение необходимых исследований, экспертиз, анализов и оценок.
17.
Плановые и целевые (внеплановые) проверки, осуществляемые в рамках внутреннего
контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в зависимости от
вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской
помощи, перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление
медицинской деятельности, предусматривают оценку следующих показателей:
1)
наличие в медицинской организации нормативных правовых актов (в том числе
изданных федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления),
регламентирующих вопросы организации медицинской деятельности, включая:
преемственность
оказания медицинской помощи на всех этапах;
оказание
медицинской помощи, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
маршрутизацию
пациентов, включая организацию консультаций, дополнительных методов
обследования в иных медицинских организациях;
перевод
пациента в другие медицинские организации, включая перечень медицинских
показаний и медицинские организации для перевода;
2) обеспечение оказания медицинской помощи в медицинской
организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, правилами
проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов
диагностических исследований, положениями об организации оказания медицинской
помощи по видам медицинской помощи, порядками организации медицинской
реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядками проведения медицинских
экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и
медицинских освидетельствований, с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций;
Статья 37
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2018, № 53, ст.8415).
3)
обеспечение взаимодействия медицинской организации с медицинскими
организациями, оказывающими скорую, в том числе скорую специализированную,
медицинскую помощь, центрами медицины катастроф, в том числе:
передача
информации из медицинских организаций, оказывающих скорую, в том числе скорую
специализированную, медицинскую помощь, центров медицины катастроф;
ведение
медицинской документации медицинскими работниками скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи, центров медицины катастроф и
медицинскими работниками медицинской организации, в которую осуществляется
медицинская эвакуация пациента, включая журналы поступления (в электронной
форме при наличии);
4)
соблюдение безопасных условий при транспортировке пациента (в пределах
медицинской организации и (или) переводе в другую медицинскую организацию);
5)
обеспечение преемственности оказания медицинской помощи на всех этапах (в том
числе при переводе пациента, выписке из медицинской организации, передаче
дежурства и иных обстоятельствах) с соблюдением требований к ведению
медицинской документации;
6)
обеспечение получения информированного добровольного согласия гражданина или
его законного представителя на медицинское вмешательство на основании
предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о
целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных
вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых
результатах оказания медицинской помощи;
Часть 1 статьи 20
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724).
7)
наличие локальных нормативных актов, регламентирующих работу приемного
отделения медицинской организации, в том числе при оказании медицинской помощи
в экстренной форме (с учетом особенностей деятельности структурных
подразделений);
8)
осуществление сортировки пациентов при поступлении и (или) обращении в
зависимости от тяжести состояния и перечня необходимых медицинских вмешательств;
9)
обеспечение своевременного оказания медицинской помощи при поступлении и (или)
обращении пациента, а также на всех этапах ее оказания;
10)
обеспечение экстренного оповещения и (или) сбора медицинских работников, не
находящихся на дежурстве (при необходимости);
11)
обеспечение возможности вызова медицинских работников к пациентам, в том числе
в палаты;
12)
обеспечение оказания гражданам медицинской помощи в экстренной форме, включая проведение регулярного обучения
(тренингов), наличие в медицинской организации лекарственных препаратов и
медицинских изделий для оказания медицинской помощи в экстренной форме;
Пункт 1 части 1
статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724).
13)
обеспечение возможности круглосуточного проведения лабораторных и
инструментальных исследований в медицинских организациях, оказывающих
медицинскую помощь в стационарных условиях (в соответствии с порядками оказания
медицинской помощи, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических
исследований);
14)
организация безопасной деятельности клинико-диагностической лаборатории
(отделения), наличие системы идентификации образцов и прослеживаемости
результатов;
15)
обеспечение соблюдения врачебной тайны, в том числе конфиденциальности
персональных данных, используемых в медицинских информационных системах
медицинских организаций, при осуществлении медицинской
деятельности;
Пункт 4 части 1
статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724).
16)
соблюдение прав пациентов при оказании медицинской помощи, в том числе,
обеспечение комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях,
включая организацию мест ожидания для пациентов, законных представителей и
членов семей пациентов;
17)
осуществление мероприятий по организации безопасного применения лекарственных
препаратов, в том числе:
обеспечение контроля сроков годности лекарственных
препаратов;
обеспечение контроля условий хранения лекарственных препаратов,
требующих особых условий хранения;
хранение лекарственных препаратов в специально оборудованных
помещениях и (или) зонах для хранения;
соблюдение требований к назначению лекарственных препаратов,
а также учет рисков при применении лекарственных препаратов (в том числе аллергологического анамнеза, особенностей взаимодействия и
совместимости лекарственных препаратов) с внесением соответствующих сведений в
медицинскую документацию);
осуществление контроля качества письменных назначений
лекарственных препаратов, в том числе использование унифицированных листов
назначения;
организация лекарственного обеспечения
отдельных категорий граждан, в том числе предоставление сведений о таких
гражданах в Федеральный регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита
человека, Федеральный регистр лиц, больных туберкулезом, Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению
продолжительности жизни граждан или их инвалидности, Федеральный регистр лиц, больных
гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом,
болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей,
рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим
синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом
I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной,
наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X
(Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов
и (или) тканей;
Постановление
Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2017 г. № 426 "Об
утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом
иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных
туберкулезом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, №
16, ст.2421).
Постановление
Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 403 "О порядке
ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими
и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными)
заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их
инвалидности, и его регионального сегмента" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 19, ст.2428; 2020, № 24, ст.3795).
Постановление
Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1416 "О порядке
организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными
новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным
склерозом, гемолитико-уремическим синдромом,
юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом
I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной,
наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X
(Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации
органов и (или) тканей, а также о признании утратившими
силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2018, № 49, ст.7620; 2020, № 14,
ст.2101).
18) осуществление мероприятий по обеспечению
эпидемиологической безопасности, в том числе:
Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010
г. № 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность" (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 9 августа 2010 г., регистрационный № 18094) с
изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 4 марта 2016 г. № 27 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2016 г.,
регистрационный № 41424), от 10 июня 2016 г. № 76 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 22 июня 2016 г., регистрационный № 42606).
профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской
помощи (в том числе внутрибольничных инфекций);
проведение микробиологических исследований (включая случаи
подозрения и (или) возникновения внутрибольничных инфекций);
организация дезинфекции и стерилизации медицинских изделий;
обеспечение эпидемиологической безопасности среды (включая
расчет потребности в дезинфицирующих и антисептических средствах, контроль их
наличия в медицинской организации; рациональный выбор дезинфицирующих средств и
тактики дезинфекции; обращение с отходами);
соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств;
обеспечение условий оказания медицинской помощи пациентам,
требующим изоляции (с инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, особо
опасными инфекциями), в соответствии с порядками оказания медицинской помощи,
санитарно-гигиеническими требованиями;
соблюдение правил гигиены медицинскими работниками, наличие
оборудованных мест для мытья и обработки рук;
профилактика инфекций, связанных с осуществлением
медицинской деятельности, у медицинских работников (включая использование
индивидуальных средств защиты);
рациональное использование антибактериальных лекарственных
препаратов для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний;
проведение противоэпидемических мероприятий при
возникновении случая инфекции;
19) проведение мониторинга длительности пребывания пациента
в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных
условиях;
20) подтверждение соответствия на всех этапах оказания
медицинской помощи (включая применение лекарственных препаратов и медицинских
изделий) личности пациента его персональным данным, содержащимся
в том числе в документах, удостоверяющих личность (фамилия, имя, отчество (при
наличии), пол, возраст), и в медицинской документации;
21) осуществление мероприятий по безопасному применению
медицинских изделий, в том числе:
Часть 3 статьи 38
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2013, № 48,
ст.6165).
применение медицинских изделий согласно
технической и (или) эксплуатационной документации, в соответствии с которой
осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж,
наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а
также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия;
обучение работников медицинской организации применению,
эксплуатации медицинских изделий;
22) осуществление мероприятий при хирургических
вмешательствах (подготовка пациента к оперативному вмешательству, ведение
пациента в периоперационном периоде, в палате
пробуждения и послеоперационном периоде, при проведении перевязок) и
профилактика рисков, связанных с ними, в том числе на основе клинических
рекомендаций;
23) контроль за трахеостомическими
и эндотрахеальными трубками;
24) осуществление мероприятий по облегчению боли, связанной
с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и
лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными
препаратами и психотропными лекарственными препаратами;
Пункт 4 части 5
статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2019, № 10,
ст.888).
25) осуществление мероприятий по обращению донорской крови и
(или) ее компонентов в медицинской организации, в том числе:
анализ случаев реакций и осложнений, возникших в связи с
трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов;
Подпункт 5.2.44
Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 26, ст.3526; 2013, № 20, ст.2477).
предупреждение развития реакций и осложнений, возникающих в
связи трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов;
26) осуществление мероприятий по организации безопасной
среды для пациентов и работников медицинской организации, в том числе:
создание рациональной планировки структурных подразделений
медицинской организации (включая их размещение друг
относительно друга, планировку помещений входной группы и приемного
отделения, планировку внутри структурных подразделений);
проведение мероприятий по снижению риска травматизма и
профессиональных заболеваний;
обеспечение защиты от травмирования
элементами медицинских изделий;
Пункт 13 части 1
статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724).
оснащение медицинской организации оборудованием для оказания
медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп
населения с ограниченными возможностями здоровья;
Пункт 9 статьи 10
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2014, № 49,
ст.6928).
наличие и исправность систем жизнеобеспечения (включая
резервное электроснабжение);
соблюдение внутреннего распорядка медицинской организации;
обеспечение охраны и безопасности в медицинской организации
(включая организацию доступа в медицинскую организацию и ее структурные
подразделения, предотвращение и принятие мер в случаях нападения на медицинских
работников, угрозах со стороны пациентов или посетителей, в случаях суицида);
соблюдение мероприятий по обеспечению безопасности при
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
обеспечение беспрепятственного подъезда транспорта для
медицинской эвакуации на территорию медицинской организации;
сбор и анализ информации обо всех случаях нарушения
безопасности среды (включая падения пациентов) в медицинской организации;
27) осуществление мероприятий по обеспечению ухода при
оказании медицинской помощи, в том числе:
Пункт 3 части 1
статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724).
оценка риска возникновения пролежней;
проведение мероприятий по профилактике и лечению пролежней;
анализ информации о случаях пролежней;
осуществление ухода за дренажами и стомами;
кормление пациентов, включая зондовое питание;
28) организация мероприятий по профилактике неинфекционных
заболеваний и формированию здорового образа жизни соответствующими структурными
подразделениями медицинской организации (отделением (кабинетом) медицинской
профилактики, центром здоровья, центром медицинской профилактики), в том числе
информирование пациентов о методах профилактики неинфекционных заболеваний,
основах здорового образа жизни;
Части 2, 3 статьи 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48,
ст.6724).
29) организация мероприятий по раннему выявлению онкологических
заболеваний, в том числе:
создание условий для раннего выявления онкологических
заболеваний;
проведение обучения медицинских работников
по вопросам раннего выявления онкологических заболеваний;
мониторинг своевременности установления диагноза
онкологического заболевания, анализ эффективности деятельности по раннему
выявлению, лечению онкологических заболеваний, диспансерному наблюдению за
пациентами с онкологическими заболеваниями;
информирование пациентов по вопросам раннего выявления
онкологических заболеваний и диспансерного наблюдения;
30) организация работы регистратуры, включая:
Пункт 1 части 1
статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2018, № 53,
ст.8415).
деятельность структурных подразделений регистратуры, в том
числе "стойки информации", "фронт-офиса",
"картохранилища", контакт-центра, "call-центра";
оформление листков временной нетрудоспособности, их учет и
регистрация;
Статья 13
Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №
1, ст.18; 2009, № 30, ст.3739).
предварительную запись пациентов на прием к врачу;
прием и регистрацию вызовов на дом;
соблюдение порядка выбора гражданином медицинской
организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
Статья 21
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724).
систематизацию хранения медицинской документации и ее доставки в кабинеты приема врачей-специалистов;
обеспечение навигационной информации для пациентов с учетом
характера расположения помещений;
взаимодействие регистратуры со структурными подразделениями
поликлиники, детской поликлиники;
Пункт 1 части 1
статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2018, № 53,
ст.8415).
коммуникацию работников регистратуры с пациентами, в том
числе наличие "речевых модулей" на разные типы взаимодействия,
порядка действия в случае жалоб пациентов и конфликтных ситуаций;
31) организация управления потоками пациентов, в том числе
при первичном обращении:
распределение потоков пациентов,
требующих оказания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной
формах;
направление пациентов в другие медицинские организации;
маршрутизация пациентов в особых случаях: в период эпидемий
гриппа, иных острых респираторных вирусных инфекций и других инфекционных
заболеваний;
порядок записи и отмены записи пациентов на прием при
непосредственном обращении в медицинскую организацию, по телефону с
использованием медицинской информационной системы;
порядок уведомления пациента об отмене приема по инициативе
организации;
32) обеспечение функционирования медицинской информационной
системы медицинской организации, включая информационное взаимодействие с
государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов
Российской Федерации и единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения,
размещение в них сведений в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
Статья 91
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2017, № 31,
ст.4791).
33) проведение информирования граждан в доступной форме, в
том числе с использованием сети Интернет, об осуществляемой медицинской
деятельности и о медицинских работниках медицинской организации, об уровне их
образования и об их квалификации;
Пункт 7 части 1
статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2017, № 50,
ст.7563).
Постановление Правительства Российской Федерации
от 4 октября 2012 г. № 1006 "Об утверждении Правил предоставления
медицинскими организациями платных медицинских услуг" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 41, ст.5628).
34) организация проведения профилактических медицинских
осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения, в том числе за женщинами в
период беременности;
Часть 7 статьи 46
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2016, № 27,
ст.4219).
35) организация проведения вакцинации населения в
соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем
профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
Часть 1 статьи 30
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724).
36) осуществление мероприятий по обеспечению
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской
Федерации;
Пункт 8 части 1
статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724).
37) обеспечение доступа работников
медицинской организации к информации, содержащей клинические рекомендации,
порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, а также
осуществление мероприятий по информированию работников медицинской организации
об опубликовании новых клинических рекомендаций, порядков оказания медицинской
помощи и их пересмотре.
18. Мониторинг наличия лекарственных препаратов и
медицинских изделий проводится по решению руководителя медицинской организации,
но не реже чем 1 раз в квартал.
19. Анализ информации, указанной в абзацах шестом и седьмом пункта
9 настоящих Требований, проводится Комиссией (Службой) и (или)
Уполномоченным лицом не реже 1 раза в квартал.
III.
Оформление
результатов проведения мероприятий внутреннего контроля
качества и безопасности медицинской деятельности
20. По результатам плановых и целевых (внеплановых) проверок
Комиссией (Службой) и (или) Уполномоченным лицом составляется отчет, включающий в том числе выработку мероприятий по устранению
выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и
медицинских работников.
21. По итогам проведенных мероприятий внутреннего контроля
осуществляются:
разработка предложений по устранению и предупреждению
нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов и их реализация;
анализ результатов внутреннего контроля в целях их
использования для совершенствования подходов к осуществлению медицинской
деятельности;
обеспечение реализации мер, принятых по итогам внутреннего
контроля.
22. Комиссией (Службой) и (или) Уполномоченным лицом не реже
1 раза в полугодие, а также по итогам года формируется сводный отчет,
содержащий информацию о состоянии качества и безопасности медицинской
деятельности в медицинской организации, на основании
которого руководителем медицинской организации при необходимости утверждается
перечень корректирующих мер.
23. Информация, указанная в пунктах
21 и 22 настоящих Требований, доводится до сведения сотрудников
медицинской организации путем проведения совещаний, конференций, в том числе
клинико-анатомических, клинических разборов и иных организационных мероприятий.