Минздрав подготовил поправки к ведомственному приказу, разрешающие медучреждениям оформлять льготные рецепты с использованием штрих-кода. Это возвращает регионам ранее утраченную возможность вести учет рецептов в виде бумажных бланков до их полноценного перевода в электронный вид. Этот процесс, по оценкам экспертов, может занять несколько лет. Это время потребуется для интеграции всех учреждений и аптек в цифровой контур на уровне региона, а потом и по всей стране. Пока же по электронному рецепту, выписанному в Москве, купить лекарства, скажем, в Санкт-Петербурге будет затруднительно.

Минздрав опубликовал проект приказа, вносящий изменения в январский приказ ведомства о порядке оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты. Соответствующий документ опубликован на regulation.gov.ru. Исправляемый приказ Минздрава от 14 января 2019 года №4н, установил правила оформления рецепта на лекарства в виде электронного документа. Он вступил в силу 7 апреля этого года, формально предоставив пациентам выбор между оформлением рецептов на лекарства на бумажном или электронном носителе.

Как следует из текста нынешнего проекта, Минздрав предлагает вернуть на бумажный рецептурный бланк для выписки льготных лекарств место для нанесения штрих-кода. Эта техническая правка имеет существенное значение. Ранее наличие штрих-кода позволяло регионам вести автоматизированный учет льготного лекарственного обеспечения населения, приказ же №4н такой возможности не дает. Поскольку переход на новую форму учета — на электронные рецепты реально произошел только в нескольких регионах, остальные временно остались без возможности вести привычную статистику по предоставляемым лекарствам. Корректировка приказа позволит им сохранить практику учета до полноценного внедрения электронных рецептов, отмечается в пояснительной записке к документу.

Эксперты положительно оценивают поправку. Однако, по их мнению, такой шаг ведомства указывает на ожидаемую длительность перехода на электронные рецепты. «Чтобы электронные рецепты полноценно заработали, и врачебное учреждение, и аптека должны иметь доступ к региональному сегменту Единого цифрового контура. Именно в нем будут храниться записи и о выписке, и об использовании электронных рецептов»,— говорит Борис Зингерман, руководитель направления цифровой медицины «Инвитро». По его словам, если государственные медучреждения обязаны начинать пользоваться этой системой, то для частных организаций — хотя их интеграция тоже запланирована — никаких санкций за отсрочку нет.

Отдельную сложность, по словам главы DSM Group Сергея Шуляка, представляет процесс объединения региональных компонентов контура. «Если вам выпишут электронный рецепт в Москве, вы пока не сможете купить по нему лекарства в Санкт-Петербурге даже при наличии аптек, имеющих возможность его принять. По мере появления региональных компонентов субъектам придется ждать межрегиональной интеграции для обмена данными о движении рецептов»,— говорит он.

В отсутствие связанности региональных сегментов цифрового контура Минздраву также будет затруднительно вести масштабную статистику по потреблению лекарств, и единственным способом это делать будет являться маркировка упаковок. Именно на основе данных, собранных с ее помощью, может быть построена работа нового федерального учреждения, которое займется анализом потребности россиян в лекарствах. О перспективе его появления вчера сообщила директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина.


Источник: kommersant.ru

Поделиться:
Закрыть меню