Цифровые технологии в сфере охраны здоровья повысят доступность и качество медпомощи
Что даст цифровизация отечественному здравоохранению и как регионы исполняют закон о телемедицине? Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.
— Дмитрий Анатольевич, в Госдуме прошли большие парламентские слушания, посвящённые вопросам развития цифровой экономики. Насколько актуальна эта тема для системы здравоохранения?
— Очень актуальна. Ещё в 2016 году президент Владимир Путин поставил задачу подключить к высокоскоростному Интернету все больницы и поликлиники нашей страны — в том числе для того, чтобы даже в отдалённых посёлках медработники могли использовать возможности телемедицины и быстро получать консультации коллег из региональных и федеральных клиник. В Послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года глава государства вновь указал, что на повышение доступности медицинской помощи должна работать информатизация здравоохранения. В течение трёх лет надо отладить электронное взаимодействие между медицинскими учреждениями, аптеками, врачами и пациентами.
Обязательно нужно включить в общую цифровую сеть и организацию медико-социальной экспертизы. До 2022 года планируется наладить полное взаимодействие с Фондом социального страхования — внедрить выдачу электронных листков нетрудоспособности. Единый цифровой контур в здравоохранении, который мы создаём, представляет из себя не только информационно-коммуникационные технологии, связи, программное обеспечение — это новые регламенты, новые порядки, новые процессы взаимодействия как внутри системы охраны здоровья, так и с представителями других отраслей.
Что дают информационные технологии здравоохранению, уже можно увидеть на конкретном опыте субъектов. К примеру, они позволяют грамотно наладить маршрутизацию пациентов — и это стало одной из причин существенного снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Москве. Сейчас в столице бригада хирургов уже готовится, когда пациента только везут. Это стало возможным благодаря цифровизации — адекватной, качественной, корректной, в которой практически нет сбоев. Конечно, такую практику надо распространять на всю страну.
— Два года прошло с тех пор, как был принят закон о телемедицине. В Госдуме следят за тем, как выполняются его нормы?
— Разумеется. И Комитет Госдумы по охране здоровья, и фракция «Единая Россия» держат на постоянном контроле исполнение этого закона в регионах. Важно понять, какие возникают проблемы и оперативно их решать. Напомню, именно в этом законе мы заложили основы единого цифрового контура в здравоохранении, создаваемого на базе единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ), обмена информацией, телеконсультаций и систем поддержки врачебных решений. Сегодня телемедицинские услуги оказываются в виде консультации и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента в формате «медицинский работник (или консилиум врачей) — лечащий врач» и «медицинский работник — пациент».
До сих пор серьёзных жалоб из регионов к нам не поступало: протоколирование телемедицинских консультаций ведётся подробно, права пациента при оказании телемедицинской услуги хорошо защищены. На уровне медицинских организаций обеспечивается информационное сопровождение процессов оказания медпомощи посредством электронной медицинской карты.
— При рассмотрении закона о телемедицине в Госдуме звучали опасения, что после его принятия под угрозой может оказаться сохранность сведений, составляющих врачебную тайну…
— Да, действительно. Однако сегодня уже можно сказать, что эти опасения оказались беспочвенны: особое внимание в законе уделяется идентификации и аутентификации врача и пациента, а также электронному обмену данными. До 1 января 2018 года операторы информационных систем, организующие оказание телемедицинских услуг, идентифицировали врача и пациента посредством системы личных кабинетов и простой электронной подписи. Зачастую уровень защищённости персональных данных в таких личных кабинетах не отвечал требованиям информационной безопасности.
До сих пор серьёзных жалоб из регионов к нам не поступало: протоколирование телемедицинских консультаций ведётся подробно, права пациента при оказании телемедицинской услуги хорошо защищены.
С 1 января 2018 года идентификация и аутентификация врача и пациента ведётся с использованием Единой системы идентификации и аутентификации портала госуслуг, квалифицированной электронной подписи и усиленной квалифицированной подписи врача.
— Цифровизация здравоохранения продолжается. Что требует внимания депутатов в настоящее время?
— Комитет Государственной Думы по охране здоровья постоянно работает над совершенствованием законодательства в этой сфере, регулярно проводит «круглые столы» и парламентские слушания с экспертами и заинтересованными лицами. Приходится признать, что проблемы ещё остаются: не завершено подключение всех медицинских организаций к высокоскоростному Интернету; с повестки дня не снят вопрос с обучением всего медицинского персонала «информационной грамотности»; выдача рецептов на лекарства в электронном виде требует детальной проработки взаимодействия аптечных и фармацевтических организаций с медицинскими организациями. Все эти вопросы мы держим на контроле.
Продолжается и работа над законопроектом об осмотре при помощи телемедицинских технологий водителей автотранспорта. Ещё одна инициатива, которую, надеюсь, удастся принять в ближайшем будущем, регламентирует дистанционную продажу лекарств.
Источник: pnp.ru