Эксперты компании Deloitte предлагают системам здравоохранения осваивать новые цифровые технологии и ориентироваться на будущее, в котором основное внимание сосредоточится не на терапии заболеваний, а на мерах профилактики. Данные рекомендации вошли в отчет «Прогноз развития мировой отрасли здравоохранения в 2020 году».
Согласно аналитическим данным компании, ожидается, что совокупный годовой темп роста общемировых затрат на здравоохранение будет составлять в 2019—2023 годах 5% (2,7% — в 2014—2018 годах). При этом наиболее вероятно, что совокупные расходы останутся к концу 2023 года на уровне около 10,2% мирового ВВП. Это, по мнению специалистов Deloitte, открывает перед отраслью широкие возможности.
При этом в 2020 году сектор здравоохранения столкнется с самыми разными проблемами: финансовыми, стратегическими, технологическими, а также с недостатком специалистов. На основании этого эксперты выделяют четыре основные задачи на грядущий год.
Совершенствование финансовой деятельности и результативности
В условиях стремительно растущего и стареющего населения планеты, увеличения числа людей с хроническими заболеваниями система здравоохранения должна работать на достижение финансовой устойчивости — обеспечивать высококачественную помощь и при этом повышать ее доступность.
В связи с этим в некоторых странах происходит изменение принципа оплаты медицинских услуг — переход от оплаты за объем предоставленных услуг (так называемого fee-for-service) к такой системе, в которой главную роль играют результаты лечения и исходы для больного (value-based payment).
Согласно данным Deloitte, ведущие организации уже используют инновационные методы, которые помогают оптимизировать деятельность:
- работают со сложными данными, что позволяет увидеть результаты и моменты, которые необходимо улучшить;
- максимально внедряют автоматизированные системы;
- нанимают экспертов из других сфер деятельности;
- сотрудничают с новыми партнерами, в том числе бывшими конкурентами и организациями вне сферы здравоохранения;
- вкладывают средства в технологии будущего, а не прошлого.
Инновации в оказании медицинских услуг
Главные причины, провоцирующие изменения в модели оказания медицинской помощи, — растущие требования пациентов и ориентированность на результат лечения. От медуслуг и продуктов они ожидают максимального удобства, доступности, прозрачности, а также персонализированного подхода.
В связи с этим намечается тренд — активное вовлечение пациентов и расширение их возможностей. Помимо этого заметна все большая ориентированность на профилактику и поддержание здоровья, а не фактическое лечение.
Удовлетворить растущие потребности, считают в Deloitte, поможет освоение для данных целей цифровых технологий. В их числе виртуальная медицина, которая уже сейчас предлагает телекоммуникацию и специализированные сети для взаимодействия с пациентами или другими врачами, дистанционный мониторинг, доступ к медицинским записям через «умные» устройства. Предстоит также ускорить и упростить доступ к медицинской помощи и расширить возможности лечения вне больниц.
Цифровая трансформация
Основными драйверами внедрения цифровых технологий эксперты считают растущее внимание к превентивной медицине и изменяющиеся потребности пациентов. Новые технологии предлагают возможности более эффективного и экономичного лечения.
Однако пока процессы не налажены — они требуют немалых вложений. Следующая важная проблема — кибербезопасность. Организациям потребуется вкладывать средства в соответствующие инструменты и сервисы, чтобы быстро реагировать и сдерживать угрозы.
Топ-10 важнейших инноваций для сферы здравоохранения:
- Технология облачных вычислений.
- 5G-технология.
- Сенсоры для нательных гаджетов (смарт-часов, трекеров и др.).
- Искусственный интеллект.
- Робототехника.
- Обработка естественного языка (Natural Language Processing, NLP).
- Анализ больших объемов данных.
- Технология блокчейн.
- Открытые и обучающие платформы.
- Интернет вещей (IoMT).
Работа с ориентацией на будущее
Сегодня медицинские работники сталкиваются со значительными проблемами в профессиональной деятельности. Значительное время по-прежнему уходит на работу с документацией (в среднем вдвое больше, чем на пациентов), все сложнее оставаться в курсе инноваций и предоставлять удовлетворяющие запросам пациентов услуги.
Глобально до 78% врачей в той или иной степени испытывают профессиональное выгорание, 46% планируют сменить карьеру.
Для решения этих проблем предстоит:
- Освоить технологии, которые ускоряют процесс принятия решений и устраняют рутинные административные задачи.
- Повысить навыки специалистов до необходимого для использования цифровых технологий уровня и удостовериться в готовности к их повсеместному внедрению.
- Находить новые методы, чтобы привлечь и удержать высококлассных специалистов, обеспечить им условия обучения, отвечающего современным требованиям.
- Работать с ориентированностью на будущее, в котором главными принципами станут поддержание физического и психического здоровья, профилактика и раннее выявление заболеваний.
Источник: medvestnik.ru