Пандемия COVID-19 стала мощным стимулом для развития телемедицины. Но создание и техническая поддержка необходимых ИТ-систем под силу далеко не всем медицинским организациям.
В условиях самоизоляции и врачи, и пациенты вынуждены были общаться онлайн, и многим такое общение пришлось по вкусу. Однако массовое распространение удаленных медконсультаций потребует изменения имеющейся в медучреждениях ИТ-инфраструктуры. Удобнее всего сделать это с помощью провайдеров облачных услуг.
Мировой рынок
Объем мирового рынка телемедицинских услуг в 2019 г. составил $45 млрд. В ближайшее время он будет расти в среднем на 19,3% в год и может превысить $175 млрд к 2026 г., подсчитали аналитики Global Market Insights. Основная причина — рост числа людей, имеющих хронические заболевания. Серьезное влияние на рынок телемедицинских услуг окажет пандемия COVID-19. Уже сегодня, когда во многих странах мира была введена практика социального дистанцирования и самоизоляции, медицинские учреждения вынуждены были ограничить очный прием пациентов. Одновременно стало расти количество телемедицинских консультаций. Это подстегнуло развитие рынка телемедицины в режиме «врач-пациент», объем которого существенно меньше, чем «врач-врач».
Пандемия COVID-19 стала мощным стимулом для развития телемедицины как в мире, так и в России. Ответственным за предоставление телемедицинских сервисов больным коронавирусом стал 1-й ГМУ им.Сеченова. За короткое время университетом было проведено более 2000 телеконсультаций в режиме «врач-врач» для региональных медучреждений. Все чаще прибегали к такому способу общения и в самих регионах. Например, в Свердловской области за 4 месяца 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число телемедицинских консультаций по инфекционному профилю выросло на 16%, по вопросам медицинской реабилитации — в 3,5 раза, по вопросам пульмонологии — в 9 раз.
Одновременно росло и число телемедицинских консультаций «врач-пациент». Врачи общались как с пациентами, зараженными COVID-19 и проходящими лечение дома, так и с теми, кто на время самоизоляции был лишен возможности очного посещения врача. Бесплатные консультации с дежурными врачами, терапевтами и педиатрами предложили и многие телемедицинские сервисы. Например, с помощью телемедицинского сервиса «Доктор рядом» можно было проконсультироваться у терапевта, педиатра и врачей ключевых узких специальностей. В проекте участвовали 20 московских и региональных клиник, более 500 врачей, которые проводили более 2000 консультаций в день.
Сегодня, после постепенной отмены ограничений, жизнь постепенно возвращается в привычное русло. Однако, по мнению экспертов, приобретенный за прошедшие три месяца опыт не останется в прошлом. И медицинские организации, и пациенты, которые до этого только задумывались о том, чтобы активнее использовать возможности телемедицины, в экстремальных условиях вынуждены были перейти к такой форме общения. И многим из них она пришлась по душе.
Технологическая база
Лавинообразный рост спроса на удаленные медицинские консультации выявил слабые места существующей телемедицинской системы. Во-первых, не все нуждающиеся имели техническую возможность воспользоваться удаленной услугой. Во-вторых, к оказанию телемедицинских услуг оказались готовы далеко не все врачи. И, в-третьих, стресс-тест оказался неудачным для ИТ-инфраструктуры многих медорганизаций и телемедицинских сервисов. Некоторые из них с трудом справлялись с наплывом телепациентов. Более того, общение с ними, особенно в теми, кто находился под наблюдением как больной коронавирусом, требовало быстрого доступа к медицинской карте и результатам обследований, возможности оперативно направить на стационарное лечение тех, кому становилось хуже.
Очевидно, что для оказания полноценных телемедицинских сервисов необходимо соблюдение трех условий. Пациент должен иметь стабильный доступ в интернет и подключенное к нему устройство с хорошей камерой (смартфон, ноутбук или компьютер), а это на текущий момент есть далеко не у всех. Примерно в таком же положении находятся и врачи, но для них требования к качеству интернет-доступа и оборудованию еще выше. Третье условие касается информационных систем, которые используются для оказания телемедицинских сервисов. Необходимы мощные защищенные ресурсы, объем которых может практически мгновенно меняться, доступ к которым управляем и гарантирован для авторизованных пользователей».
Создание и техническая поддержка таких ресурсов не под силу большинству медицинских организаций. Исключение составляют, разве только, крупнейшие федеральные медицинские центры. Выход — в аутсорсинге, например, можно обратиться к услугам облачных провайдеров, которые имеют в своем распоряжении практически неограниченные вычислительные мощности, надежную и отказоустойчивую инфраструктуру, штат экспертов, которые могут оперативно решить возможные проблемы или проконсультировать пользователей как с одной, так и с другой стороны.
Отдельная тема — обеспечение информационной безопасности. Телемедицина связана с обработкой так называемых специальных и биометрических персональных данных пациентов. К обеспечению их безопасности в соответствии с 152-ФЗ предъявляются максимальные требования как с точки зрения организационных, так и с точки зрения технических мер. Кроме того, медицинские информационные системы попадают под требования 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры.
Создание безопасной информационной среды стоит очень дорого, и не далеко не все медучреждения могут себе это позволить с финансовой точки зрения. И, конечно, для того чтобы защита была надежной, нужны высококлассные специалисты по ИБ. И их в медицинских организациях тоже не хватает. А медицинские данные пациентов нуждаются в самой надежной защите, да и ответственность за несоблюдение требований законодательства очень серьезная.
И здесь, опять же, на помощь могут прийти облачные провайдеры, у которых имеется аттестованный сегмент, соответствующий требованиям ФСТЭК и ФСБ. За счет масштабов стоимость услуг таких провайдеров может оказаться существенно ниже, чем придется заплатить за создание собственной необходимой ИБ-инфраструктуры. Не говоря уже о том, что в штате провайдеров есть и специалисты по ИБ, которые готовы отвечать за качество услуг.
Источник: IKSMEDIA.RU