По данным Федерального фонда обязательного медстрахования (ФФОМС), 10% всей медицинской помощи в России оказывается с дефектами, сами пациенты умножают эту цифру на четыре. Причины разные: от квалификации врача до материальной базы больниц. Минимизировать вероятность неправильного диагноза или неэффективного лечения призваны специализированные информационные системы.
По данным ВЦИОМ, 43% россиян пострадали от врачебных ошибок
По результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 52% респондентов дали отрицательную оценку состоянию системы здравоохранения в обществе в целом. Особо были выделены следующие проблемы: недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%), их нехватка (37%), дорогие лекарства и услуги (35%), неудовлетворительная оснащенность современным оборудованием (31%). 43% пациентов при обращении в государственные и муниципальные медучреждения по полису обязательного медицинского страхования столкнулись с неправильно поставленным диагнозом и назначенным лечением. Официальной статистики доказанных врачебных ошибок, к сожалению, в России нет, поскольку в законодательстве это понятие размыто, а в правоохранительные органы, как правило, обращаются только в случае смерти пациента (и то не всегда). По данным ФФОМС, 10% всей медицинской помощи в России оказывается с дефектами, но участники рынка и пациенты считают эту цифру заниженной. Лига защиты пациентов и сами врачи утверждают, что число неправильно поставленных диагнозов составляет около 30%.
Для чего нужны системы поддержки принятия врачебных решений?
Одним из способов сокращения ошибок и повышения качества медицинской помощи являются системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) – так называемые интеллектуальные помощники врача. Их задача – сформировать рекомендации по диагностике и лечению конкретного пациента на основе электронной истории болезни и медицинских справочников. Применение СППВР, во-первых, делает доступными знания и последние достижения клинической медицины независимо от квалификации или географической удаленности, поскольку справочники постоянно обновляются совместно с ведущими специалистами. Во-вторых, они ускоряют принятие решения, за доли секунд сопоставляя множество факторов: симптомы, результаты обследований, показания, противопоказания, взаимодействие лекарственных препаратов, аллергические реакции и так далее. В-третьих, интеллектуальный помощник сводит к минимуму влияние человеческого фактора.
Как работает интеллектуальный помощник?
Для повышения эффективности медицинских учреждений и снижения смертности Минздрав РФ планирует добавить разработку СППВР к проекту «Электронное здравоохранение». А пока они функционируют только в составе уже существующих медицинских информационных систем (МИС) или как отдельный продукт. Рассмотрим работу систем поддержки принятия решений на примере МИС MedWork.
Клинические рекомендации. Система на основании диагноза подбирает схему лечения в соответствии с отраслевыми и ведомственными медико-экономическими стандартами (МЭС). Любая клиника может разработать свои уникальные схемы и использовать их в клинической практике. При формировании рекомендаций «подгружаются» справочник лекарственных препаратов VIDAL и Международная классификация болезней (МКБ-10).
Автоматизированная поддержка клинических руководств. СППВР содержат стандартные шаблоны, которые помогают врачу действовать в рамках протоколов диагностики и лечения того или иного заболевания. При этом все рекомендации автоматически отображаются в электронном листе назначения.
Интерпретация результатов. MedWork позволяет интерпретировать данные осмотра и диагностики, достаточно внести их в специальную форму. Например, в случае анализа крови система сравнивает показатели пациента с референсными значениями, а затем выдает заключение о возможном диагнозе (или группе диагнозов) и типовые рекомендации о дальнейших действиях.
Автоматический контроль нормативно-правовых актов. Некоторые направления медицинской помощи очень строго и в деталях регламентированы приказами Минздрава РФ. В системе содержится номенклатура таких услуг, к ней привязаны МЭС и МКБ-10. Это позволяет автоматически формировать подробный план действий для конкретного пациента (с учетом ранее проведенных диагностики и лечения).
Контроль качества медицинской помощи. Для этой цели в системе предусмотрена возможность заполнения анкет на уровне врача, заведующего отделением и проверяющего эксперта. На основании полученных данных автоматически формируется статистика.
Будущее СППВР
По мнению экспертов, ближайшее будущее развития систем поддержки принятия врачебных решений за более широким применением big data (больших данных) и технологии blockchain. С помощью big data можно анализировать огромные массивы медицинских данных, моделировать и визуализировать результаты. Например, прогнозировать течение болезни, оценивать вероятность развития того или иного заболевания, рассчитывать эффективность хирургических вмешательств и так далее. Блокчейн – более продвинутая и дешевая (по сравнению с существующими) технология, которая упрощает электронный документооборот, повышает безопасность цифровых данных пациентов и расширяет возможности для создания баз данных, необходимых врачам.
Как измерить КПД?
Благодаря использованию систем поддержки принятия решений медицинского персонала в реальном времени достигаются следующие цели: увеличение эффективности лечения, сокращение числа врачебных ошибок, оптимизация расходов на лечение и профессиональный рост врачей. Так, за счет четкого следования протоколам и МЭС снижается вероятность, с одной стороны, недополучения пациентом всего необходимого комплекса медицинских услуг, с другой – увеличения расходов клиники на необоснованные назначения. СППВР помогают врачам всегда быть в курсе достижений медицины и заимствовать лучшие клинические практики, даже если они находятся в значительном отдалении от крупных медицинских центров. Участники рынка считают, что существующий функционал позволяет в два раза повысить эффективность лечения, в четыре раза сократить риски врачебных ошибок. Система также облегчает руководителям клиник решение организационных и бизнес-задач, не говоря уже об имиджевой составляющей: повышение качества медицинских услуг приводит к увеличению притока лояльных пациентов и, как следствие, прибыли.
Источник: Vademecum