Умные города. Что нас ждет в будущем?
Какую роль люди и данные сыграют в трансформации современных городов
Беспилотники, сверхфункциональные предметы, управление огромными потоками транспорта с одного монитора и возможность создавать интерактивные карты, полезные модели и даже рисунки из гигантского массива данных… Это и будущее, и настоящее современных мегаполисов, которое эксперты со всего мира обсуждали в Петербурге на конференции In The City. Вместе с лекторами и гостями события мы изучили урбанистические тренды и цифровизацию в разных сферах «умного города» – в работе власти, транспорта, в социальных проектах, а также искусстве, архитектуре и дизайне.
Зачем властям работать с данными
Городские власти Барселоны поняли, что должны создать департамент для работы с информацией. Сейчас там работает примерно 40 человек. Амбициозный план по управлению данными подразумевает переход от контрактов с компаниями к «демократическому контракту» с населением. Управление городом приветствует прозрачность: все видят, на что власти тратят деньги, куда инвестируют, и какие на сегодня приоритеты.
Шифрованная инфраструктура – такая же, как у Википедии, – выявляет случаи коррупции при закупках и сразу же позволяет наказывать чиновников. А инфраструктура интернета вещей управляет распределением воды, сбором мусора – например, сенсоры оптимизируют маршруты мусоровозов и сокращают время поиска парковки.
– Данными из интернета вещей можно делиться. Например – сенсоры в домах собирают информацию об уровне шума или загрязнения. Так мы понимаем, какие районы наиболее проблемные, – говорит директор по технологиям и цифровым инновациям в городском совете Барселоны, советник Европейской комиссии в области интернет-политики Франческа Бриа. – Эти данные можно сделать видимыми, например, только соседям, но не всему городу. Во главе цифровой трансформации должны стоять люди нового поколения – все эти бюрократы ничего не сделают, хотя и они тоже могут меняться. Сегодня власти используют данные, чтобы сделать процесс принятия решений в городе эффективным, это вообще суть современного управления. Но пока актуален один вопрос – кто будет эти данные контролировать – граждане, власти или бизнес? В европейском законодательстве действует «Акт о защите данных» – в целом, он направлен на то, чтобы именно граждане могли контролировать данные. Но пока весь объем информации хранится в руках крупных компаний типа Google, а мы хотим распределять их, при этом гарантируя безопасность и свободу выбора: сохранять персональные данные при себе или раскрыть их частично. Наш проект Decode, которым мы очень гордимся, при помощи блокчейн-технологии дает пользователям точечный, детальнейший контроль данных. Они сами решают, чем и с кем делиться. Например, о состоянии своего здоровья можно сообщить врачам, но не страховщикам; информацией о перемещении можно поделиться с городом, но не с «Убером» – и так далее.
В будущем именно города встанут во главе цифровой революции и будут продвигать цифровизацию сервисов, которыми сегодня управляет государство – водоснабжение, сбор мусора и т.д. Технологии в Берселоне уже сегодня внедряются даже в таких процессах, как голосования и рефрендумы. Для них данные — примерно то же, что и коммунальные услуги.
Визуализация данных для исторической памяти. И против пробок
Сегодня анализ и визуализация данных могут принести пользу в нескольких сферах – от оптимизации работы бизнеса до глубоких исторических исследований с большим количеством информации.
– Наша компания создавала для столицы карту общественного транспорта, – рассказала руководитель проектов московской компании Urbica Анна Баринова. – В виде таблиц эти данные были бесполезны, поэтому их снабдили простым интерфейсом. Сама система проблем не решала, но данные были видны аналитикам транспортных сетей, в результате работы которых получилось достичь нужных результатов: автобусы стали четко и без задержек ходить по всему году. Повысилась мобильность горожан – в том числе и за счет системы байкшеринга.
Анализ данных показал, как люди перемещаются по городу на велосипедах, и это помогло решить проблему нестабильность спроса на прокатные велосипеды. Мы разработали онлайн-систему, которая показывает, как работает эта инфраструктура с предсказанием ситуации на ближайший час, и с помощью визуализации данных снизили издержки бизнеса-сервиса по прокату велосипедов.
Отдельно хочу рассказать, как мы совместно с музеем истории ГУЛАГа создали карту трудовых лагерей в СССР и их истории. Данные об их границах и расположении скупы.
Мы провели огромную работу по сбору данных: работали с РНБ, поднимали и оцифровывали документацию с 1918 по1966 год, общались даже с детьми заключенных, чтобы примерно иметь понимание о местах и масштабах лагерей. Потом создали пространственную модель этих данных, которая помогает ощутить масштаб явления ГУЛАГа и его влияния на страну. Точно так же можно визуализировать и другие явления и процессы, протяженные в истории.
Транспорт, которым приятно делиться
Экономика совместного потребления скоро будет править миром – уже сегодня брать в аренду или пользоваться совместно продуктом дешевле, чем им владеть. Исследования показали: за год в Петербурге поездок на такси стало больше на 56%, и они стали короче. Люди буквально стали «ездить в булочную» на такси.
– Самое «страшное» для 2018 года – это обладать неактивным ресурсом, который не приносит денег, — говорит креативный директор Яндекс.Такси Мария Бриш. – Поэтому до 25% населения крупных городов так или иначе допускают отказ от личного транспорта в пользу общественного, такси или каршеринга. На все эти тенденции реагирует бизнес, оптимизируя ресурсы – неважно, время простоя это или число машин на дороге. У нас, например, появились пикап-пойнты — умные точки посадки в такси. Их расположение основано на анализе поездок, совершаемых вокруг этого места или из него. У нас есть центр управления такси, откуда следят, чтобы не водители не простаивали, а также реагируют на экстренные ситуации.
В будущем управление автомобилем поделится на несколько видов, в зависимости от степени участия водителя, где 1- полностью ручное управления, а 5- возможность почитать книжку, пока машина рулит сама собой. И первые беспилотники уже активно разрабатывают и тестируют. В беспилотнике Яндекс.Такси три группы сенсоров: камеры, лидары и радары. Радары в бамперах сканируют пространство и динамику окружающих объектов, камера видит то, что «видит» машина, лидар – это система лазеров, которая как бы «обстреливает» все лучами, считывая информацию.
Говоря о беспилотниках сегодня, эксперты подчеркивают: очевидно, что подобные технологии возможны только в рамках «умного города».
Примеры технологий, меняющих городскую жизнь, международные и российские эксперты представили на конференции In TheCity. Программной дирекцией события выступил московский Институт «Стрелка», организатором – компания «Газпром нефть», которая реализует более 200 социальных проектов в регионах своей деятельности в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».
Это не первый случай, когда компания поддерживает мероприятия для активных и инициативных горожан. В 2015 году «Газпром нефть» совместно со «Стрелкой» запустила в Омске проектную лабораторию «Город своими руками», посвященную тенденциям городского развития.
Искусство, вдохновленное big data
Мир сегодня уже знает примеры превращения большого массива данных в искусство за счет визуализации. Графики и линии можно скомпоновать невероятно красиво. По мнению некоторых художников, будущее искусства как раз за такой техникой.
– Все началось, еще когда я работала психологом в школе. Тогда за счет небольшого анкетирования детей и полученных данных мне далось визуализировать своего рода карту класса. Я увидела, кто самый популярный в этом сообществе и самый одинокий в классе. Это меня вдохновило: ведь точки и линии графиков превратились в реальные истории. Потом я оцифровывала эти рисунки данных, они стали жить своей жизнью, я стала создавать отдельно рисунки и видео, вдохновленные биг дата, – говорит медиа-художник и иллюстратор Татьяна Плахова. Рисунки Татьяны использовали для программы Breakthrough Initiatives, инициированной Марком Цукербергом, Стивеном Хокингом и Юрием Мильнером. Также в мире уже говорят о зарождении нового стиля иллюстрации – так называемого «рисунка информацией», объединяющего инфографику с математическим дизайном.
Аналитика больших данных во время twitter-шторма (на какой-то твит сразу же появляется огромное количество твитов и ретвитов) по поводу кончины Маргарет Тэтчер.Красные точки: пользователи-хейтеры.Белые точки: сторонники политики железной леди. Желтые: оппозиция. Все линии между ними — информационная связь (кто кому и что ответил).
Дизайн убирает все лишнее
Прогресс повлияет и на дизайн – он оставит от вещей будущего суть и уберет все ненужное.
– Сейчас происходит четвертая промышленная революция. На мой взгляд, каждая из них отличается от предыдущей за счет сокращения времени процессов в производстве и появлением неоспоримого конкурентного преимущества, – говорит промышленный дизайнер Борис Тарасов. – Сегодня вещам больше не нужно быть уникальными – им надо быть функциональными. Вещей с преобладанием формы над функцией будет меньше и они приблизятся к арт-объектам, а пользоваться предметами все больше будут по очереди. Дизайном будущего станет нормал-дизайн. Это когда я сижу на стуле и не замечаю его. Это просто стул — предмет, от которого отсекается все лишнее. Формула генерации таких объектов — польза, сообщение и культура.
Совершенства в этом добилась японская фирма Muji (Муджи): они делают суперобычные, дебрендированные вещи без излишеств, и их бизнес-стратегия, которую они называют «антистратегией», стала популярна в мире. Оказалось, людям нужны простые вещи, и в будущем предсказывают увеличение таких компаний, сосредоточенных на минимализме «без бренда».
Где рождаются идеи для городов
Проекты, делающие город «умным», часто генерируют сами горожане. Если их поддержать и немного научить, то города начнут развиваться силами живущих в них людей. Участники грантового конкурса, итоги которого представили на InTheCity, разработали своими силами технологичные стартапы, способные повлиять на городское развитие.
– Разброс тем широк – от решения экологических и транспортных проблем до приложения с музеями, – говорит руководитель региональных проектов института «Стрелка» Софья Соболь. – По этим тематикам можно определить, чем сегодня «болеют» горожане. Например, петербуржцев волнует доступность зонтов — две идеи было на эту тему. А если серьезно, то в тренде экология: например, возможность разработки материала, альтернативного пластику. Участвовали как профи, так и любители от 18 до 35 лет. Разработка экологичного материала – это профессиональный проект, а идея умной автобусной остановки, которую можно обогреть зимой, крутя педали, – это любительская идея. На конкурс поступило 57 заявок со всей страны, 70-80% из которых принадлежит петербургским авторам. Сумма гранта составляет 150 тысяч – это стартовый размер для доработки и развития идеи, чтобы она не осталась на бумаге. Главное в этих проектах – потенциал, возможность развивать их со временем. И Петербург как место проведения форума IntheCity выбран не случайно.
– Петербург — это город с мощнейшим уровнем образования, здесь всегда высокий запрос на актуальную повестку, – говорит директор фонда «Родные города» Ольга Андреева. – Наш партнер «Газпром нефть» широко внедряет инновации в бизнес и прекрасно осознает их влияние на развитие городской среды. Такой отклик – а в мероприятиях In The City за два дня поучаствовали почти 4000 человек, – подтверждает, что мы подняли живую и востребованную тему.
Источник: fontanka.ru