Разработчики утверждают, что система электронного здравоохранения в Петербурге уже функционирует на 80%. В отчёте перед ЗакСом губернатор Александр Беглов заявил, что здравоохранение в Петербурге перейдёт полностью в цифровой формат в 2022 году.
«Безусловный приоритет — цифровая медицина, — говорил он. — Ведём активный переход на электронные медицинские карты. В 2022 году мы должны полностью завершить перевод городской медицины в цифровой формат». Губернатор упомянул, что в 2020 году в Петербурге заработали 17 из 44 сервисов «Электронного здравоохранения» и необходимо форсировать внедрение остальных.
Руководитель Центра электронного здравоохранения при Комитете по здравоохранению Петербурга Алексей Архипов говорит, что на сегодняшний день количество запущенных сервисов достигло уже 35 из запланированных 44.
Запутаться немудрено: структура системы ГИС РЕГИЗ СПб действительно довольно сложна. Она включает в себя 41 подсистему, каждая содержит те или иные сервисы, которые делятся на три группы: 22 — для пациентов, 12 — для медицинских работников и 10 — для руководителей. При этом на сайте Медицинского информационно–аналитического центра, находящегося в ведении Комздрава, перечислено всего 12 подсистем (но сервисов также 44). А в описании ГИС РЕГИЗ СПб, содержащемся в городском Реестре ГИС, подсистем 42, и делятся они не на конкретные сервисы, а на функции и комплексы задач, общее число которых исчисляется десятками.
В разработке РЕГИЗ участвуют 16 компаний. Генподрядчиком выступает «Нетрика Медицина», которая сделала 18 сервисов из запущенных 35. По данным госконтракта, размещённого на портале госзакупок, на разработку в 2020 году компании было выделено 73,5 млн рублей. Общую сумму, которая потребуется для запуска системы во всей её полноте, эксперты назвать затрудняются.
Алексей Архипов рассказал «ДП», что до конца 2021 года должны запуститься оставшиеся девять сервисов, а именно: информирование о назначениях медикаментов, в том числе электронные рецепты; самоконтроль за показателями здоровья (артериальное давление, глюкоза, МНО и др.); медицинские справки; телемедицинская консультация «Врач — пациент» в личном кабинете пациента; уведомление врача о квартирных вызовах; мобильный врач; телемедицинская консультация врач — пациент; мониторинг профилактических мероприятий (онлайн–доступ к информации о вакцинации и диспансеризации прикреплённого населения); мониторинг показателей эффективного контракта.
Интеграция на марше
Сервисы для пациентов нацелены на их информирование о лечении, запись на приём к специалистам в электронном формате, рассылку уведомлений при появлении новых данных в электронной медицинской карте. Большая часть этих сервисов уже функционирует. Личные кабинеты на портале «Здоровье петербуржца» доступны всем жителям города, у кого есть учётная запись на «Госуслугах».
«В разделе портала “Чат с врачом” пациент, который проходил стационарное лечение, был на очном амбулаторном приёме или вызывал на дом врача, может получить консультацию наблюдавшего его специалиста. Помимо этого появилась возможность вызвать врача на дом, просмотреть сведения о льготах и рецептах. Сейчас в планах реализовать и другие возможности, например электронные справки и рецепты, учёт результатов самоконтроля состояния пациента и другие», — рассказывает генеральный директор компании «Нетрика Медицина» Денис Чумаков.
Сервисы для врачей, по словам Алексея Архипова, представляют собой конгломерат отдельных бизнес–процессов, направленных на автоматизацию деятельности медработников. «Врачи поликлиник могут оформить электронное направление, обеспечить по нему запись, отслеживать, что происходит с пациентом в стационаре. Есть и программа, позволяющая отследить результаты лабораторных исследований конкретного пациента, например динамику изменения анализа крови в течение последнего года. Всё это может быть полезно при лечении хронических больных или в случае нехронического затяжного заболевания», — говорит он.
К третьей группе сервисов относится всё, что даёт сводную информацию. Это, например, контроль доступности записи на приём к врачу или передачи данных из медорганизаций в электронную медицинскую карту.
«Петербург избрал правильную стратегию цифровизации региона — это создание шины и стандартов, к которым могут подключиться различные медицинские информационные системы. Это позволит не ущемлять антимонопольное законодательство и представить широкий спектр программ, заточенных под потребности каждого ЛПУ, но одновременно интегрированных через шлюзы в единую информационную систему», — отмечает основатель Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.
Создатель сервиса «Здоровье.ру» (интегрирован в систему «Электронное здравоохранение») Эрик Бровко говорит, что он в целом доволен сервисами. «Возможно, хочется, чтобы в будущем появилось больше сервисов для интеграции инновационных проектов в сфере ИИ, сервисов поддержки пациентов с разными заболеваниями, — это с точки зрения создания новой информационной среды внутри интеграционной системы», — добавляет он.
В Комздраве одним из достижений считают формирование единой электронной медкарты. В качестве следующего этапа рассматривается подключение частных медицинских организаций.
Лучше поздно, чем никогда
Денис Чумаков указывает на то, что цифровизация охватывает всё больше процессов и видов медицинской помощи. Это значит, что специализация разработчиков ПО в дальнейшем будет расти, также будут формироваться экосистемы из множества компаний, имеющих экспертизу в той или иной области медицины.
Алексей Архипов говорит, что сказать в точности, насколько сильно должно измениться здравоохранение в рамках цифровой трансформации, пока ещё трудно. Но однозначно это будет не только перевод бумажной документации в цифру, но и новые принципы взаимодействия. «Полагаю, в сфере нормативного регулирования будет лежать много процессов, направленных на цифровизацию. Минздрав понял эту тенденцию: последний год ознаменован большим количеством новых нормативно–правовых актов в сфере цифровизации. Без них все остальные процессы либо не будут развиваться, либо развитие окажется слишком медленным», — резюмирует он.
При этом эксперты обращают внимание на то, что в госсекторе подобные процессы всегда протекают сложнее.
«Очевидно, что, если бы анонсированные достаточно давно цифровые сервисы в здравоохранении города заработали в разгар пандемии и самоизоляции так же быстро, это сняло бы многие проблемы, снизило бы уровень социальной напряжённости. Но зачастую процесс закупок, в том числе ПО, тормозит несовершенный тяжеловесный закон о контрактной системе, из–за которого такие процедуры затягиваются. Меры по упрощению закупочных процедур в условиях пандемии принимались, но их явно было недостаточно. Ещё одна существенная проблема закона — это слабые антидемпинговые механизмы. Что в этих условиях может сделать заказчик, который всё с точки зрения закона сделал правильно, разработал качественное техническое задание, выбрал правильные критерии и показатели оценки заявок? А побеждает в итоге тот поставщик, который дал самую низкую, нереальную цену», — комментирует директор учебно–консультационного центра управления государственными, муниципальными и регламентированными закупками СЗИУ РАНХиГС Антон Кулев.
Источник: dp.ru