20 июня Правительство одобрило и внесло в Госдуму законопроект, подготовленный Минздравом – он исключает действующих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, таможни, МЧС, ФСКН и ФСИН из системы ОМС.
Как отмечает Минздрав, это позволит исключить двойную оплату лечения таких категорий граждан. Также законопроект устанавливает основы обмена данными о застрахованных между ФОМС, ФСИН и МВД. Однако в перспективе переучет взносов в систему ОМС ради обеспечения ее сбалансированности неизбежно вернет в повестку дня и вопрос о плате за медпомощь неработающих россиян.
Минздрав предлагает пересмотреть права части россиян на полис ОМС – в первую очередь речь идет о военных и представителях силовых ведомств. Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования» вчера одобрило и внесло в Госдуму правительство. Первую версию документа Минздрав представил в правительство еще весной 2016 года, однако в течение года против проекта высказывалась Счетная палата: по мнению ведомства, документ был недоработан. Впрочем, версия, все же внесенная в Госдуму, отличается от первоначальной незначительно.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он позволит исключить страхование граждан, не подлежащих ОМС, усовершенствовать персонифицированный учет застрахованных и повысить качество планирования бюджетов федерального и региональных фондов ОМС. В частности, законопроект предлагает обязать военнослужащих (а также сотрудников органов внутренних дел, таможни, МЧС, ФСКН и ФСИН) при поступлении на службу сдавать полисы ОМС – отслеживать сдачу полисов должны будут работодатели этих категорий россиян. Также ФОМС и его территориальные фонды будут обязаны ежеквартально обмениваться данными о застрахованных с ФНС и МВД – и с учетом информации о приостановке и прекращении ОМС у граждан вносить данные об этом в единый регистр застрахованных лиц.
На данный момент в системе ОМС застрахованы 146,5 млн человек. По данным Пенсионного фонда, в фонде есть данные о страховых взносах за 65,1 млн россиян. Ранее ФНС сообщала, что НДФЛ уплачивается за 67,1 млн человек. Число экономически активного населения, по данным Росстата, в июне этого года составляло 71 млн человек, из чего следует, что около 4–5 млн россиян трудоспособного возраста не платят за себя ни страховые взносы в ПФР и ФОМС, ни НДФЛ. Еще около 2 млн человек – военные и сотрудники других силовых структур, за которых взносы на пенсионное и медицинское страхование не формируются, так как эти расходы финансируются из бюджета МВД.
Отчисления в фонд ОМС составляют 5,1% от зарплаты работника. За неработающих (безработные, зарегистрированные в госслужбах занятости, дети, студенты, пенсионеры, граждане, занятые уходом за детьми до трех лет, инвалидами и пожилыми людьми) взносы платят региональные бюджеты. В год тариф для регионального правительства составляет около 4–5 тыс. руб. на человека, в бюджете ФФОМС 2015 года (1,5 трлн руб.) взносы за неработающих составляли 40% (617 млрд руб.).
Законопроект Минздрава, хотя изначально ориентирован на оптимизацию расходов именно на лечение военных и силовиков, неизбежно вновь поднимет вопрос и о других категориях неплательщиков. В 2015–2016 годах и региональные власти, и депутаты Госдумы, и Минтруд уже выступали с различными предложениями о введении платежа за медицинское страхование для неофициальных безработных. Однако до этого момента любые прямые попытки ограничить доступ к медпомощи россиянам упирались в статью 41 Конституции об охране здоровья и праве на медицинскую помощь.
Автор: Анастасия Мануйлова, КоммерсантЪ
Источник: MEDRUSSIA