Вероника Скворцова на заседании Правительства РФ 12 ноября представила доклад о текущем статусе развития информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере государственных закупок лекарственных препаратов, которая предназначена для предотвращения неэффективных расходов государственных ресурсов при закупках лекарственных препаратов и является частью единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Система фактически является антикоррупционным механизмом, который не позволяет затачивать контракты под конкретных поставщиков и не позволяет манипулировать начальной ценой.
Кроме того, информационно-аналитическая система позволяет формировать аналитические отчеты о закупаемых препаратах, сравнительный анализ цен в разрезе субъектов и конкретных заказчиков, и фактически эти данные становятся основаниями для реагирования контрольных органов, прежде всего Федеральной антимонопольной службы и Росздравнадзора.
В будущем планируется подключение региональных централизованных сегментов подсистемы управления льготным лекарственным обеспечением к информационно-аналитической системы, что даст возможность каждому региону самостоятельно контролировать процесс планирования и обеспечения закупок лекарственных препаратов.
Доклад министра здравоохранения Российской Федерации на совещании у Президента РФ с членами Правительства 12 ноября 2018 года
Уважаемый Владимир Владимирович, Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!
С 1 января введена в промышленную эксплуатацию информационно-аналитическая система мониторинга и контроля в сфере государственных закупок лекарственных препаратов, которая была создана в 2017 году Минздравом России совместно с государственной корпорацией «Ростех» при взаимодействии с другими федеральными органами и была апробирована в 2017 году.
Система предназначена для предотвращения неэффективных расходов государственных ресурсов при закупках лекарственных препаратов и является частью единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Для обеспечения прозрачности процедур закупок были приняты разработанные Минздравом России нормативные правовые акты, постановление Правительства об особенностях описания лекарственных препаратов как объекта закупки, приказы Минздрава о типовом контракте на поставку лекарственных препаратов, об утверждении порядка определения начальной цены контракта. Также дополнительно был принят приказ, вводящий единую форму спецификации типового контракта, что позволило более жестко регулировать расчет и обоснование цены лекарственного препарата.
Посредством интеграции информационно-аналитической системы с Единой системой закупок, оператором которой является Федеральное казначейство, все данные, которые вводят заказчики на лекарственные препараты, на контракты, поднимаются в информационно-аналитическую систему, создавая массив данных на все закупки.
Для правильного описания включается автоматизированно каталог лекарственных препаратов, который структурирует все лекарства в однородные группы на основе идентичности трех основных критериев: международное запатентованное наименование, лекарственные формы и дозировка.
С 1 июля автоматизированная система считает средневзвешенные цены на каждую однородную группу лекарственных препаратов. Эти значения цен возвращаются обратно в систему закупок Федерального казначейства и становятся доступными для заказчиков. Таким образом, при определении начальной цены контракта заказчики видят средневзвешенную цену на аналогичные закупки.
Система фактически является антикоррупционным механизмом, который не позволяет «затачивать» контракты под конкретных поставщиков и не позволяет манипулировать начальной ценой.
На 9 ноября число контрактов, обработанных в системе, превысило 506 тысяч – на сумму более 501 млрд рублей. Из них при помощи каталога описано 73% – 373 тысячи контрактов на сумму, превышающую 351 млрд рублей. Средневзвешенные цены сейчас могут рассчитываться для 3 тысяч однородных групп лекарственных препаратов.
Параллельно информационно-аналитическая система позволяет формировать аналитические отчеты об объемах закупаемых препаратов, сравнительный анализ цен в разрезе субъектов и конкретных заказчиков, и фактически эти данные становятся основаниями для реагирования контрольных органов, прежде всего Федеральной антимонопольной службы и Росздравнадзора.
В перспективе государственный контроль должен охватить все этапы закупок начиная с этапа планирования. Причем система позволяет делать это автоматизированно, не допуская контракты, которые превышают определенные обозначенные величины, и это создает систему профилактики нарушений в данной сфере. Система продолжает развиваться в двух направлениях. С 1 января вступает в работу обновленная версия программы, учитывающая дополнительные поля, такие как эквивалентные лекарственные формы и эквивалентные единицы измерения дозировок лекарств и, кроме того, взаимозаменяемость лекарственных препаратов. Введение понятия «взаимозаменяемость» в систему позволяет разукрупнять однородные группы и,таким образом, дает дополнительную возможность конкурентного снижения цены на взаимозаменяемые лекарственные препараты.
На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством только 16% лекарств могут быть признаны взаимозаменяемыми. В соответствии с Вашим поручением совместно с Федеральной антимонопольной службой мы разработали законопроект, который расширяет понятие взаимозаменяемости. Этот законопроект согласован всеми ведомствами и внесен в Правительство Российской Федерации.
Кроме того, нами утвержден план по определению взаимозаменяемости лекарств до 2021 года, который позволит довести процент взаимозаменяемости до 60–70% с учетом наличия международного опыта. И, таким образом, уже с 2019 года мы поэтапно начнем вводить референтные цены для взаимозаменяемых лекарственных препаратов. Это дополнительная возможность к снижению цены.
И второе направление – это подключение региональных централизованных сегментов подсистемы управления льготным лекарственным обеспечением к информационно-аналитической системе. План проработан соответственно всеми субъектами Российской Федерации, он утвержден до 2020 года. Это даст возможность каждому региону самостоятельно контролировать процесс и планирования, и обеспечения закупок лекарственных препаратов и выявлять те точки, которые позволяют обеспечить потенциальное сохранение ресурса и расширение охвата граждан лекарствами.
Спасибо.
Источники: Министерство здравоохранения РФ, телеграм-канал "ИТ в медицине"